Часовня Умиления Богородицы XVIIIв. в деревне Корба (Большой Климецкий остров, тремя километрами южнее Воробьев) – единственная часовня «Кижского ожерелья», которая была построена сразу. Остальные строились и перестраивались по несколько раз. Перестройки храмов вообще характерны для Заонежья – даже Покровская церковь Кижского Погоста по некоторым сведениям сначала строилась как обычный шатровый храм и лишь потом, возможно уже в процессе строительства, мастера нашли её достойное завершение – уникальное девятиглавие.
На примере перестроек можно подметить несколько родовых чёрточек заонежских зодчих. С одной стороны, они очень цепко держались за срубы старых часовен, в которых молились их отцы и прадеды, никогда не ломали их, а что-то к ним пристраивали – это труднее во всех отношениях, тем более что нижние, наименее долговечные венцы срубов всё равно приходилось заменять новыми. Видимо, сказывалась традиционная русская «верность» – у нас даже церковный раскол произошёл под знаменем верности старине, а не Реформации, как на Западе.
С другой стороны, заонежане убедительно доказывают, что в зодчестве они смелые экспериментаторы, уверенные в себе творцы. Именно в 17-18 веках здесь появляется большое количество прекрасных церквей и часовен, каждая из которых была уникальной. Раньше в Заонежье говорили: «Что ни мужик – то плотник». А плотники народ очень своеобразный – результаты их труда стоят у всех на виду по 100 и более лет и обсуждаются всеми желающими. Строитель и его дети-внуки вынуждены слушать похвалу или хулу их творениям. Когда плотников много, и когда они вольно или невольно соревнуются между собой, то неизбежно появляются мастера.
А Мастер по своей природе дерзок, он не может довольствоваться только тем, что освоил наследие предков, ему надо превзойти их, превзойти вообще всех, и всё известное ему. Заонежанам и здесь крупно повезло – им было известно очень многое – начиная с древних новгородских традиций и кончая современной им Питерской архитектурой. Ни о каком провинциализме и речи быть не может. Это для остальной России Заонежье оставалось медвежьим углом, а сами заонежане с плотницкими артелями ходили по всему северо-западу России, в Москву, в Астрахань и даже в Сибирь, где остались образцы их творчества, и, конечно, в Петербург с его архитектурным великолепием.
В то же время, у себя дома, не испытывая давления заказчиков, моды и т.п., они сохраняли свой собственный стиль. Обратите внимание, как заонежане применили петербургские трехарочные балкончики для украшения своих жилых домов – сделали их в одном ключе со своими родными гульбищами, полностью использовали их декоративные возможности, а вот прорубать двери на эти «балкончики» сочли излишним. Вот и перестаёт быть загадкой появление в Заонежье шедевров.
Корбой называли в Заонежье непролазные еловые дебри, а также бога местных лесов – его праздник здесь до недавнего времени отмечали в первое воскресенье июля по старому стилю, конечно, не в церквах. Немного севернее часовни построена хорошая деревянная пристань, к ней можно пристать на яхтах и моторках. Если лодка резиновая и боится гвоздей, то пристать лучше к самой часовне – она стоит на самом берегу.
Построивший часовню Знамения Богородицы мастер неизвестен. Он был явно один – коллективные, мирские постройки другие. Он явно прошел Кижскую школу – здесь, как и в Кижах, видна привычка ничем не ограничивать подъема планки требований, стремление к абсолюту. Мастер, наверное, долго вынашивал свой замысел, совершенствовал и отшлифовывал его – слишком уж отработаны все детали. Других сохранившихся часовен этого стиля в Заонежье нет.
Часовня была не совсем привычной, не совсем заонежской. Автор в течение нескольких лет опрашивал десятки человек, впервые видевших «Корбу» вблизи, и просил дать ей определение несколькими словами. Конечно, невозможно определить Корбу несколькими словами, тем более сразу, но пара слов все же выплыла – «классическая», «строгая». Все остальное в Заонежье, в том числе и часовни, скорее «теплые», человеколюбивые, сделанные людьми и для людей – вспомните Подъельники, даже чеканный Спас Нерукотворный и тот по-человечески трогателен своим сочетанием смелости и малости.
Мастер, строя Корбинскую часовню, тоже делал ее вроде бы для людей, вроде бы Храм божий, куда люди ходят молиться, но по-настоящему он служил лишь своему богу – Красоте. Так и получился несколько иной Храм. Так или иначе, случайно или нет, но даже родная деревня Корба постепенно «ушла» от часовни. На месте когда-то ближайших к ней домов теперь растут деревья «в руку толщиной» и малина, а деревня стоит в стороне. Как действительно относились местные жители к своей часовне автору достоверно выяснить не удалось. Но бесспорно одно – неординарность ее они хорошо понимали. Она осталась единственной часовней в округе, которую никто никогда не решался перестраивать. (Лишь в начале ХХв. ее обшили тесом и жестью, которые удалили при реставрации).
Есть еще один момент, в котором Корбинская часовня отличается от всех остальных. Все часовни «Кижского ожерелья» стоят на своих родных местах и интересны не только сами по себе, но и тем, как они вписаны в окружающий ландшафт. В разных местах это делалось по-разному, но всегда удачно, с тонким пониманием природы и ее воздействия на человека, и всегда с глубочайшим к ней уважением. Корбинская часовня и здесь стоит особняком. Она тоже вроде бы «вписана» в природу, и даже традиционные для заонежских часовен ели растут рядом – они стеной стоят за её северной стеной.
Но посмотрите на часовню с воды, с запада, а еще лучше с юго-запада, сравните часовню с елями, и увидите, что Мастер не «вписывал» ее в природу, а негромко, без всякой аффектации состязался с Природой в мастерстве. Какую же уверенность в себе надо иметь для этого. Квалификация Мастера сказалась и в выборе места для часовни – не рядом на взгорке, а в низменной части косы, где ели никогда не смогут вырасти большими и подавить часовню своей массой. Они всегда будут равновелики ей.
К сожалению, теперь редко кому удается попасть внутрь часовни. Внутри она другая – по-настоящему старинная, древняя и неожиданно уютная. Ключ от часовни обычно хранится у одного из местных жителей – «сторожа».
По материалам http://onego.karelia-life.net, http://kizhi.karelia.ru