Деревня Воробьи находится на севере Большого Клименецкого острова. Часовня Кирика и Улиты (ХVIII-ХIХ вв.) стоит на холме.
(См. В.М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»).
Часовня состоит из двух совершенно самостоятельных, построенных в разное время и, возможно, в разных местах срубов: молельни и трапезной с сенями. Оба сруба имеют свои отдельные крыши. Молельня уже и ниже трапезной. Первое, что бросается в глаза при осмотре часовни, исключительная, даже непривычная для Заонежья скромность ее декоративного убора.
Только самый необходимый набор канонических элементов, но и они выполнены подчеркнуто просто – скромна резьба столбов звонницы, невысок шатер, просты до предела причелины и наличники окон, и уж совсем скромно выполнено крыльцо – на простых выпусках-кронштейнах (сравните с Волкостровом), с ограждением, состоящим лишь из неброских перил.
Конечно, ни о какой бедности или недостатке фантазии у строителей часовни речи быть не может. Здесь проблема и даже своеобразная драма была в том, что часовня строилась в прямой видимости Кижей, и какую бы часовню мастера не построили, ее невольно бы сравнивали с ними. Местные мужики, видимо, были очень самолюбивыми и проницательными, и понимали, что построй они даже что-то в духе Волкостровской часовни, Кижи все равно сделают ее «бедной».
С ними не потягаешься. С двумя другими близко расположенными часовнями этого не происходит: Спас Нерукотворный, одиноко стоящий на своем мощном постаменте, воспринимается не как самостоятельная часовня, а как украшение и удачное завершение самого острова Кижи; Васильевская часовня упрятана в низинку и заставлена домами – уютный домашний храм.
Воробьевская часовня стоит на господствующей высоте, посередине деревни, высокие ели дополнительно подчёркивают её доминирующее положение, и всё же мастера смогли решить задачу постройки часовни рядом с Кижами. К ней подходят такие характеристики, как скромность, благородство пропорций, хороший вкус и точное чувство меры, но никакого ощущения «бедности» или потуг соревноваться с Кижами.
Даже наоборот, Кижи здесь очень тонко обыграны. Хорошо видимые, они и служат единственным действительно роскошным украшением часовни. Более того, при взгляде от часовни, на расстоянии более километра, Кижские церкви кажутся «небольшими» и лежащими как бы «внизу», а часовня стоит на вершине холма и рядом – большая и высокая. По мнению автора, лишь в одной детали – в оформлении крыльца, местные мужики немного «переиграли». С южной, закрытой от Кижей стороны, они могли бы сделать что-нибудь более привычное, заонежское, и тогда их профессиональные приёмы не были бы заметны непосвящённому.
Воробьёвская часовня менее знаменита, чем другие, её меньше рисуют и фотографируют. Но, интересная деталь: специалисты, очень по-разному оценивающие остальные часовни «Кижского ожерелья», единодушно считают её одним из ценнейших памятников заонежского деревянного зодчества. Им виднее.
При осмотре часовни иногда спрашивают: «А зачем вообще надо было строить здесь часовню, когда рядом Кижи?». Действительно, по большим праздникам местные жители плыли или ходили по льду молиться в Кижи, но каждую неделю не находишься. Крестьяне народ занятой и умеют ценить время.
Кроме того, каждой деревне был нужен свой собственный общественный центр для решения своих внутренних проблем и для своих местных праздников. Не надо забывать и об озере – два раза в году, во время так называемой «распуты», когда встаёт или тает лёд, Онего становится непроходимым, и все островные деревни оказываются полностью отрезанными друг от друга.
Использованы материалы http://onego.karelia–life.net, kizhi.karelia.ru